Общественно-политический журнал «Российский космос», №1 (49), 2010.

«Российский космос», №1 (49), 2010г.

Видно все теперь с высот – пашни клин и обмолот.

Развитие агропромышленного комплекса страны входит в число приоритетных государственных программ. Однако без внедрения в отрасль современных информационных технологий ожидать скорых положительных результатов вряд ли придется. По мнению ряда экспертов, спутниковые технологии ГЛОНАСС/GPS способны сыграть заметную роль в развитии отрасли.

Как отмечают специалисты, первые попытки внедрения навигационно-телематических спутниковых систем в агропромышленный комплекс стали предприниматься еще несколько лет назад. Правда, связаны они были с приборами иностранного производства. Дело далеко не продвинулось, - сказалась высокая цена оборудования и откровенная неприспособленность импортных разработок к работе в российских условиях. К тому же за рубежом оборудование в основном используется с целью помощи оператору при выполнении работ, а не для систематизированного контроля и учета, необходимость которых в России имеет особую актуальность.

- Совместный проект нашей компании с одним из ведущих российских разработчиков программ бухгалтерского учета начался больше года назад. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо было досконально знать специфику отрасли, понимать проблемы и сложности, с которыми аграриям приходится ежедневно сталкиваться в своей работе, - говорит президент группы компаний «Навигатор» Александр Сёмкин. – В итоге мы выдали на-гора уникальный программный продукт. Объединение возможностей программ спутникового мониторинга и бухгалтерского учета позволяет руководителям агропромышленных предприятий контролировать большинство бизнес-процессов, связанных с полевыми работами, автоматически начислять заработную плату и составлять финансовые отчеты.

Вот как это выглядело на практике. Руководство ООО «АСБ» (Юго-Восточная агропромышленная группа) внедрило у себя навигационно-телематическую спутниковую систему. На всех имеющихся в хозяйстве комбайнах было установлено навигационное оборудование, датчик расхода топлива и датчик объема бункера. В результате появилась возможность отслеживать место работы комбайна, объем выполненной работы, количество выгруженных бункеров, объем намолота, расход топлива. Подтянулась и трудовая дисциплина механизаторов. Экономический эффект превзошел все ожидания. Только за первые месяцы эксплуатации затраты снизились на два с половиной миллиона рублей.

- После проведения анализа полученных данных мы уточнили уборочную площадь, предотвратили хищение зерна, перешли на учет расхода топлива по факту, который, как выяснилось, оказался значительно ниже нормативного, - отмечает главный агроном ООО «АСБ» Евгений Костенко. – Также была получена достоверная информацию по урожайности с каждого поля, что позволило нам внести нужные коррективы. Стоит отметить, что погрешность при учете объема намолота составила всего четыре процента, в то время как погрешность у аналогичных систем импортного производства в пять раз больше.

В настоящее время терминальными устройствами и датчиками расхода топлива оборудованы все тракторы агропромышленной группы, в том числе и зарубежного производства. Экономия дизельного топлива при выполнении основной обработки почвы достигает 30 процентов от нормативного расхода. Также устройства были установлены на свеклоуборочные комбайны, после чего их производительность возросла на 10 – 15 процентов. Это стало следствием пресечения простоев.

По мнению Евгения Костенко, внедрение навигационно-телематических систем в сельское хозяйство позволяет осуществить качественный скачек в системе учета. Современные технологии дают возможность удаленно контролировать технологический процесс, принимать объективные решения по совершенствованию технологии и, как следствие, все это приводит к сокращению издержек и повышению урожайности. Однако, есть одна оговорка. Чтобы все это работало, нужна иная, чем сегодня философия сельхозпроизводителя, требующая усиленного внимания к себе как самого предприятия, так и компаний, осуществляющих внедрения на базе спутниковых технологий.

Вячеслав Маланичев.