«Транспорт под контролем». (Газ России №1, 2012 год)

На начало 2012 года навигационным оборудованием оснащено более 5000 единиц транспорта в 81 газораспределительной организации из 47 регионов РФ

Установка системы мониторинга ГЛОНАСС на автомобили ГРО позволила сократить затраты на топливо, повысить дисциплину персонала и усовершенствовать управление технологическими процессами предприятий.

В последние годы Российская Федерация взяла курс на модернизацию экономики и продвижение новых технологий отечественного производства в различных отраслях. Особое место в ряду таких инновационных разработок занимает навигационная система ГЛОНАСС. Впрочем, как известно, «все новое – хорошо забытое старое», и ГЛОНАСС на самом деле не является новинкой в прямом смысле этого слова.

Отечественная система спутниковой навигации берет свое начало еще в 1982 году. Именно тогда первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту Советским Союзом. Широкая общественность узнала о ГЛОНАСС в 2001 году, когда была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», включавшая поэтапный план развертывания спутниковой группировки. Тогда же на рынке навигационных услуг в России начал формироваться сегмент, полностью построенный на базе отечественной технологии. Сегодня навигационные решения на основе ГЛОНАСС все еще уступают по количеству внедрений GPS, но за последние три года здесь наблюдался устойчивый рост, и значительная его часть приходится на нефтегазовую отрасль.

Один из лидеров российского «навигационного движения» – группа компаний ЕНДС через свой проектный центр, ЗАО «Межотраслевой центр мониторинга», с 2009 года приступила к реализации крупного проекта, который заключается в создании системы мониторинга автотранспорта структур ОАО «Газпром газораспределение». Региональная сеть ЕНДС, охватывающая всю территорию Российской Федерации, позволяет беспрепятственно и быстро оснастить специальным навигационным оборудованием любую российскую газораспределительную организацию.

На начало 2012 года в рамках проекта навигационным оборудованием оснащено более 5000 единиц транспорта в 81 газораспределительной организации из 47 регионов РФ. Этот результат делает ОАО «Газпром газораспределение» безоговорочным лидером по степени внедрения технологии ГЛОНАСС не только среди предприятий «Газпрома», но и во всей не-фтегазовой отрасли. Впрочем, это только предварительные итоги, ведь общий автопарк ОАО «Газпром газораспределение» насчитывает около 20 000 единиц техники. Уже к началу 2013 года ожидается 100% охват всего автопарка.

Программно-технический комплекс «Навигатор-С», который внедряется в ГРО, дает возможность контролировать местоположение транспортного средства, его скорость движения и пройденное расстояние. Система осуществляет сбор и хранение информации, поступающей от объектов мониторинга, и на электронной карте отображает сведения о местоположении и траектории движения объектов.

Что касается текущих результатов: стоит отметить, что почти во всех ГРО системой довольны. Произошло заметное улучшение дисциплины персонала (это и понятно, ведь по личным делам на служебном транспорте теперь не поездишь) и серьезное (от 10 до 25%) сокращение затрат на ГСМ. Руководители разных уровней получили дополнительный инструмент контроля и управления не только транспортными средствами, но и технологическими процессами организации в целом, особенно в части проведения регламентных и аварийно-восстановительных работ. Любому руководителю удобно иметь перед глазами (в данном случае – на экране монитора или планшета) обновляемую в реальном времени наглядную картину своего автопарка. Если же в распоряжении компании сотни или даже тысячи машин, то это просто необходимо.

Навигационно-телематическая система является также важной частью автоматизированной системы управления предприятием, работы по созданию которой ведутся в ОАО «Газпром газораспределение». Данные мониторинга по технике всех ГРО обобщаются в единой базе и передаются для дальнейшей обработки в системы бухгалтерского и управленческого учета, позволяя объективно оценить разнообразные показатели – начиная от качества и оперативности выполнения работ и заканчивая учетом ресурса транспортных средств.

За время работы налажена эффективная обратная связь с заказчиком. Регулярное информирование по новым возможностям системы, опросы, встречи позволяют максимально быстро реагировать на вновь возникающие потребности и нештатные ситуации. Широкая региональная сеть, о которой говорилось выше, обеспечивает качественное и оперативное сервисное обслуживание системы. Любые проблемы решаются в кратчайший срок, снижая до минимума время простоя транспортных средств. Ход реализации проекта неоднократно освещался на различных мероприятиях: заседаниях Научно-технического Совета ОАО «Газпром газораспределение», сборах руководи-телей IT-подразделений ГРО. В 2011 году проект был представлен на Международной выставке «РОС-ГАЗ-ЭКСПО» (г. Санкт-Петербург).

Успехи, достигнутые при реализации проекта, стали основанием для продвижения уже обкатанного решения в других структурах ОАО «Газпром». Сегодня на различных стадиях (от опытного района до промышленной эксплуатации) находятся проекты по внедрению систем мониторинга в «Газпром межрегионгаз», «Газпром газэнергосеть» и других.

Михаил Миденко, начальник Управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Владимироблгаз»:

– На данный момент системой мониторинга на основе технологии ГЛОНАСС оснащены 110 автомобилей нашей компании. В ближайшее время оборудование будет установлено еще на 100 машин. Мы очень довольны полученными результатами. Система надежна и эффективна, функционирует без сбоев, хорошо интегрируется с работающей у нас системой телеметрии. В любой момент времени диспетчер АДС (ЦДС) или механик по веб-интерфейсу в комплексной информационной системе «Мегаполис» может проконтролировать, где находится то или иное транспортное средство, определить его скорость движения и пройденное расстояние. Пробег по ГЛОНАСС сравнивается с пробегом по путевому листу, и если расхождение составляет более чем 5%, проводится проверка. Реализация проекта позволила повысить дисциплину и заметно снизить расходы на топливо.

Александр Асташенков, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «Смоленскоблгаз»:

– Система «Навигатор-С» удобна в использовании, имеет простой и понятный интерфейс, большую и разнообразную базу формируемых отчетов, проста в настройке и обучении. Специалисты ЕНДС проводят полное обучение не только по работе с программой, но и по эксплуатации системы, обеспечивают эксплуатирующую организацию полным пакетом информации, включая схемы подключения и алгоритмы работы. Это позволяет самостоятельно проводить простейшую диагностику и ремонт терминального оборудования.

Внедрение системы в ОАО «Смоленскоблгаз» проходило в несколько этапов. Вначале терминальные блоки были установлены на автомобили аварийно-диспетчерских служб быстрого реагирования. Опробовав систему и обучив персонал, мы пошли дальше, и в настоящее время терминальными устройствами оборудовано 172 автомобиля в трех подразделениях предприятия. К сожалению, карты высокой детализации существуют пока не для всех районных центров. Решить эту проблему позволит дальнейшее сотрудничество и обмен информацией между телематическим оператором и эксплуатирующими организациями.

К.В. Казюлин, руководитель дирекции проектов ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система»