Вестник конференции «ГЛОНАСС-регионам», декабрь 2010

29 июня 2022

Бизнес-тенденция.

Спутниковые технологии находят все большее применение в реальном секторе экономики.

По оценкам экспертов, рынок навигационно-телематических услуг показывает хорошую динамику роста, увеличиваясь ежегодно на треть. Сформировались и лидеры отрасли, которых меткие на слова журналисты окрестили «большой навигационной тройкой». О перспективах развития отрасли и существующих проблемах разговор с президентом ГК «Навигатор» Александром Николаевичем Сёмкиным.

— Александр Николаевич, по вашему мнению, чем вызван бурный рост развития рынка?

— Рядом факторов. И тем, что рынок молодой, развивающийся, с колоссальным потенциалом. И пристальным вниманием государства к развитию отечественной навигационной системы ГЛОНАСС, финансированием проекта и подписанием ряда нормативных документов. К примеру, по итогам совещания в Рязани, прошедшего в августе с участием премьер-министра Российской Федерации, регионам было рекомендовано разработать региональные целевые программы по использованию возможностей спутниковых технологий в реальном секторе экономики. Очевидно, что с таким государственным посылом отрасль получила новый импульс.

Если говорить о коммерческом сегменте, то для бизнеса интерес, прежде всего, заключается в экономической составляющей – возможности оптимизации бизнес-процессов. Сегодня оснащение автопарков системами спутниковой навигации собственниками предприятий рассматривается не как пустая трата денег в угоду политической конъюнктуре, а как инвестирование в собственное производство. Для рядовых россиян – это возможности автомобильных навигаторов. Комплексно все это и привело к бурному росту рынка.

— Ваша компания входит в «большую навигационную тройку». В прошлом году отметили своё 10-летие. С какими результатами удалось подойти к этой дате?

— За эти годы прошли стадию роста и становления. Компания превратилась в мощный научно-производственный холдинг с репутацией ведущего российского игрока и надежного партнера по бизнесу. Хотя начиналось все с малого - предприятие создавалось под специальные задачи «Госкомрыболовства», связанные с внедрением отраслевой системы спутникового мониторинга. Поначалу решали научные задачи в области навигационно-телематических спутниковых систем. Однако результаты научно-исследовательских работ сразу нашли практическое применение, как в России, так и за рубежом. По итогам научных работ получили семь патентов на изобретение. Разработками активно заинтересовались в министерствах обороны и транспорта, спецслужбах, коммерческих структурах, где бизнес строится на охране автотранспортных средств.

— Наверное, все же самый масштабный проект компании связан с созданием единой национальной диспетчерской системы (ЕНДС России). С какой целью все это создавалось?

— Идея создания национального телематического оператора зародилась давно, реализовывать стали четыре года назад. Проект создавался с целью практической поддержки отечественной системы ГЛОНАСС. Сегодня ЕНДС превратилась в ведущего российский оператор услуг спутникового мониторинга и охраны мобильных объектов. Проект объединил представительства более чем в 75 регионах РФ и пяти странах СНГ. Идеология построения базируется на единстве технологических, сервисных, маркетинговых и экономических факторов каждого участника проекта. Это означает, что сегодня в России формируются новые стандарты качества навигационно-телематических услуг в самом широком смысле этого слова. Здесь и охранно-поисковые услуги, направленные, в первую очередь, на безопасность, и диспетчеризация, где акцент от использования услуг смещается в сторону экономической составляющей работы транспортных предприятий, а также дополнительный сервис для всех клиентов системы. Такая интеграция региональных операторов под одним началом позволяет эффективно реализовать проекты федерального масштаба с такими компаниями как: ОАО «Газпромрегионгаз», ОАО «Мегафон», "Шлюмберже Лоджелко Инк." и другие.

— Сегодня для большинства населения спутниковые технологии еще мало о чем говорят. Что на практике могут предложить участники рынка?

— Самый широкий круг решений, где учитывается специфика работы предприятий различных форм собственности и отраслей экономики. Как правило, уже мало кому интересно простое определение местоположения транспортного средства на карте или контроль расхода топлива. Важен комплексный подход по автоматизации бизнес-процессов. Такова тенденция.

К примеру, сегодня предлагается уникальное решение для агропромышленного комплекса. Объединение возможностей программ спутникового мониторинга и бухгалтерского учета позволяет руководителям агропромышленных предприятий контролировать большинство бизнес-процессов, связанных с полевыми работами, автоматически начислять заработную плату и составлять финансовые отчеты. Насколько эффективно работают системы, можно судить уже по одному факту: в прошлом году одна из крупнейших агропромышленных групп в Тамбовской области внедрила у себя на предприятии систему мониторинга. Через два месяца эксплуатации экономия составила два с половиной миллиона рублей. В итоге были пересмотрены привычные нормативы расхода топлива, приняты меры дисциплинарного характера.

Предлагается интересное решение и для безопасности перевозки опасных грузов, где существует система штрафных баллов, позволяющая руководству предприятия поощрять либо наказывать водительский состав. И это лишь малая часть возможностей, что несут в себе навигационно-телематические системы.

—Многие муниципальные образования, ведомственные организации проводят конкурсы по оснащению транспорта системами спутниковой навигации. Но, как выясняется позже, конкурсы проведены, деньги потрачены, дорогостоящее оборудование закуплено, но системы мониторинга так и не работают.

— Проблема действительно существует. По мнению экспертов, процесс внедрения новых технологий в регионах пойдет быстрее, если снять административные и коррупционные барьеры. К сожалению, во многих регионах отсутствуют местные нормативные акты, которые регламентировали бы "правила игры". С учетом последних государственных веяний, будем надеяться, что ситуация изменится. Пока же в регионах нередки случаи, когда подобные госзаказы не выполняются или установленные навигационные системы не эксплуатируются. Фактически, бюджетные деньги уходят в никуда, а дорогостоящее оборудование простаивает.

К сожалению, выбор поставщика зачастую основывается на локальном коррупционном ресурсе или только на ценовом показателе. В данном случае внедрение ГЛОНАСС-технологий затруднительно, так как они проигрывают в цене иностранным конкурентам. Стоит отметить, что сегодня на государственном уровне сформировано необходимое нормативно-правовое поле, но у некоторых руководителей регионального и муниципального уровня отсутствуют воля и желание к выполнению требований законодательства.

— Как можно решить проблему с недобросовестными игроками?

— Для этого необходимо до конца разработать и начать применять единую систему добровольной сертификации и систему менеджмента качества для всех участников рынка. Это позволит избежать тех неприятных ситуаций, когда оплаченные, но нереализованные проекты тяжелым грузом лежат на плечах муниципалитетов и, тем самым, дискредитируют саму идею практического применения спутниковых технологий в реальном секторе экономики. С этой целью еще в прошлом году лидеры отрасли подписали между собой меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании. Инициатива подписания документа исходила снизу – от самих участников рынка. По мнению ряда экспертов, меморандум является ярким примером деятельности бизнес - сообщества по разработке и внедрению в экономику инновационных технологий, связанных с использованием системы телематического, навигационного и информационного обеспечения на базе технологий ГЛОНАСС. Озабочена проблемой дискредитации рынка и некоммерческая организация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум».

По моему мнению, дополнительной гарантией качества внедряемых решений могут стать и профессиональные объединения участников отрасли, например, в виде объединений в саморегулируемые организации. При их помощи возможно контролировать выполнение всех стандартов и правил. В случае, когда кто-то из участников объединения повел себя некорректно, то за последствия его неправомерных действий возникает субсидиарная ответственность.

— Если говорить об ответственности бизнеса, но социальной. В этом году ваша компания выступила с инициативой безвозмездного оснащения автобусов детских домов и школ-интернатов системой спутникового мониторинга.

- Да, в Орловской области мы принимаем активное участие в этой социальной акции, где основной целью является обеспечение безопасности перевозок воспитанников детских домов и школ-интернатов. Хотел бы отметить, что это не одиночное мероприятие и что оно реализуется в рамках комплексного проекта «ГЛОНАСС - регионам», куда входит и проведение ежегодной научно-практической конференции и несколько социальных акций с привлечением спонсорских средств. К примеру, совместно с Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области в преддверие конференции мы проводим тематический конкурс детских рисунков и прикладных работ «ГЛОНАСС глазами детей», накануне года космоса, открываем зал космонавтики. Победителей в различных номинациях награждать дипломами и ценными подарками будут представители космического отряда, приглашенные отраслевой ассоциацией. Думаем, для ребят из детских домов и всех остальных участников конкурса это будет приятным моментом.

— Как вы оцениваете перспективы развития отрасли?

— Чтобы стало понятнее, вспомните 90-е годы, когда в России только-только стали появляться операторы сотовой связи и мобильные телефоны казались простому человеку чем-то недостижимым. А что имеем сейчас… за десятилетие услуги сотовой связи стали доступны каждому, пришли в каждый дом. Такая же эволюция, по моему мнению, и мнению большинства экспертов, ждет и отрасль навигационно-телематических услуг. Прогрессивные идеи на базе спутниковых технологий всегда найдут свое место на практике. Главное, чтобы деятельность на рынке была регламентирована разумными правовыми актами и существовали равные условия для всех его игроков. История неоднократно подтверждала, что монополизм одной из компаний, пусть даже косвенно или прямо поддерживаемой государством, в целом, негативно сказывается на развитии отрасли. Только здоровая конкуренция подталкивает всех игроков к поиску новых решений, что сказывается на конечной цене продукта и его качестве. При таком подходе выигрывают все.