Благодаря усилиям государства спрос на системы мониторинга транспорта в 2010 году вырос в 40 раз.

28 апреля 2011
С такой информацией вышел на неделе деловой журнал «Финанс».
Бесцельный контроль

Интересна не только динамика, но и объемы – есть что делить. Исполнительный директор РНТ Иван Нечаев (владеет 10% акций РНТ) рассказал, что его компания выигрывает половину крупных госконтрактов. «Другую половину получает компания ЕНДС (“Единая национальная диспетчерская система”)», – отметил он. Если в 2009 году РНТ по госзаказу оборудовало всего 453 машины, то в прошлом уже 19 250 единиц автотранспорта. Таким образом, рынок крупных госконтрактов составил около 40 тыс. приборов. По расчетам инвестбанка «Открытие», один прибор стоил примерно 8850 рублей, то есть в 2010 году объем рынка навигационного оборудования, устанавливаемого на машины по крупным контрактам, равнялся 340 млн рублей. Но массовые заказы зачастую имели «сервисную» составляющую. Можно попытаться ее оценить. Основываясь на озвученных операционных результатах, планируемая выручка РНТ за 2010 год составит около 400 млн рублей, из них половина приходится на госзаказ. То есть общий денежный объем крупных государственных тендеров – 400 млн рублей. Вычитая оборудование, получаем стоимость сервиса – 60 млн рублей.

Тендеры на 20–30 устройств отследить сложно, но их тоже немало. По оценкам инвестбанка «Открытие», доля РНТ в госсекторе в 2010 году составила 26%. Другими словами, рынок среднего и малого госзаказа (до тысячи комплектов), где РНТ не присутствует, примерно равен крупному, то есть еще 400 млн рублей. В целом госзаказ в 2010 году можно оценить в миллиард руб­лей, и он будет активно расти еще 3–5 лет. Иван Нечаев ожидает уверенного роста сектора до 2020 года. «В 2011 году рынок вырастет до 4 млрд рублей преимущественно за счет больших проектов, крупнейшим из которых может стать создание Интеллектуальной транспортной системы Москвы», – говорит исполнительный директор компании «М2М телематика» Алексей Смятских. Некоторые смотрят на госзаказ более оптимистично. По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, в 2010 году объем госзаказа на российском рынке систем мониторинга транспорта составил около 1,5 млрд рублей, а в этом году вырастет до 5 млрд рублей.

На этом фоне динамика коммерческого сектора менее привлекательна. Для сравнения, те же РНТ в 2009 году поставили крупным корпоративным клиентам 23 732 комплекта оборудования, а в 2010-м – уже 20 426 комплектов, спрос стабилен. Хотя объемы его больше госзаказа. По оценкам Mobile Research Group, объем коммерческого рынка устройств навигации и телематики в 2010 году составит $2,7 млрд.

Казалось бы, госзаказ на системы мониторинга транспорта превратился во вполне ощутимый лакомый пирог. Тем не менее, в конкурсах участвуют по 5–10 претендентов, но половину заказов выигрывают всего две компании. Редкостное единодушие чиновников выглядит странно, но имеет вполне логичное объяснение.

Сладкая парочка. Отечественный госзаказ на системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС можно разбить на две группы: контракты на поставку до тысячи комплектов и более тысячи. Ведущие участники рынка, конечно, предпочитают крупные заказы. В России мало компаний, которые могут обслуживать тысячные контракты. Хотя обычно в масштабных тендерах участвуют 5–6 компаний, но похвастаться опытом проектов такого масштаба могут всего 2–3 участника рынка. По словам Ивана Нечаева, цикл производства одного комплекта составляет 3 месяца. Поставщик по крупному заказу должен суметь за несколько месяцев поставить 2–3 тыс. комплектов, значит, у него должны быть немалые производственные мощности. Кроме того, многие крупные клиенты не хотят создавать собственные диспетчерские центры, отдавая эту функцию на аутсорсинг поставщику. Масштабные центры – тоже прерогатива ведущих игроков. То есть имеются все предпосылки для узкоограниченного числа крупнейших участников рынка. Кроме РНТ, крупными участниками рынка спутникового мониторинга являются ГК «Навигатор» (владелец ЕНДС) и ГК «М2М телематика». Но, как уже сказано, выигрывают тендеры в основном двое.

По-видимому, дело в низкой рентабельности. «В госсегменте точно не получится снимать сливки», – смеется Иван Нечаев. По словам Станислава Емельянова, рентабельность государственных проектов в среднем на 10 п.п. ниже, чем коммерческих. «С одной стороны, в гостендерах низкая цена играет доминирующую роль. С другой – набор периферийных устройств, входящих в комплект при госзаказе, шире – здесь и «тревожная кнопка», и комплект голосовой связи с водителем. И на них мы зарабатываем чуть больше», – поясняет Станислав Емельянов. Его компания, по собственным оценкам, занимает 5–7% рынка госсистем транспортного мониторинга.

«М2М телематика» сделала ставку на высокорентабельную частную клиентуру. «Огромный потенциал имеет рынок крупных коммерческих заказчиков. В этом смысле 2010 год стал для нас годом пилотных проектов, мы оснастили 2 выручки, и в 2011-м его доля в доходе не изменится. Компания просто поддерживает некий уровень присутствия, переложив существенную часть работ по исполнению госконтрактов на региональных партнеров, например установку оборудования, инсталляцию ПО, техническую поддержку. «В 2011 году эта тенденция сохранится», – говорит Алексей Смятских.

Частная победа. Все же коммерческий сектор пока «перетягивает одеяло» на себя. По прогнозам «Открытия», в 2011 году в крупном корпоративном секторе будет установлено 428 тыс. модулей. Прогноз в совокупности с высокой рентабельностью по EBITDA в 20–25% частных контрактов объясняет, почему  этот сектор вызывает бурный интерес.

Несмотря на высокую долю дочерней ЕНДС в секторе крупных госконтрактов, ГК «Навигатор» тоже тяготеет к коммерческому заказу. «Мы занимаем примерно треть российского рынка навигационно-телематических услуг, – оценивает положение группы президент «Навигатора» Александр Семкин. – Доля госконтракта в выручке мала, основной доход обеспечивают крупные федеральные проекты в топливно-энергетическом комплексе и сельскохозяйственной отрасли». По его мнению, наиболее интересными для бизнеса должны быть «платежеспособные субъекты экономики, прозрачность отношений с которыми позволяет минимизировать в финансовом портфеле компании дебиторскую задолженность». На их фоне госпроекты нередко несут риск извлечения из оборота компании средств и их «замораживания» на неопределенный период. «Кроме того, это менее коррумпированная среда и потому более конкурентоспособная. Здесь на первый план выходят не договоренности и лоббирование интересов отдельных игроков рынка, а реальные преимущества решений», – аргументирует Александр Семкин.

Небольшие узкоспециализированные представители рынка солидарны с лидерами. Госзаказ хорош в качестве гаранта некоего минимума доходов, поддержки имиджа. В прошлом году госзаказ принес компании Omnicomm 10 дохода», – планирует Станислав Емельянов. При этом ближайшие 3–4 года, как раз в период максимального всплеска госзаказа на навигационный мониторинг, приоритетом останется частная клиентура. «Эти заказчики интересны нам как по объему выручки, так и по рентабельности», – говорит Станислав Емельянов.

«Большой брат» бдит. Правительство заявило о проекте «Эра ГЛОНАСС», который подразумевает установку навигационного оборудования на весь частный автотранспорт. Цель – повышение контроля за транспортными средствами, безопасности движения, мониторинга аварийных ситуаций.

Понятно, что опытным водителям, хорошо ориентирующимся на местности, такой агрегат вовсе не нужен. Но если забыть о многострадальном населении, то бизнесу поставщиков, конечно, это большое подспорье. По данным Росстата, на конец 2009 года в России было 39,1 млн транспортных средств, из них 8,1 млн – коммерческих. То есть население обеспечит 31 млн объектов для обязательного оснащения. Если минимальная стоимость навигационного устройства будет 4 тыс. рублей, то получаем новый рыночный сектор в 124 млрд рублей. В среднем в день мониторинг одного автомобиля обходится в 10 рублей (услугу предлагают многочисленные навигационные сервисные компании). То есть «обслуживание» принесет еще 113 млрд рублей в год. Есть за что побороться. Пока нет конкретных требований к оборудованию, и казнь автолюбителей откладывается.


Наталья Анищук