Для экономики страны прошедший год выдался непростым. Вместе с тем рынок навигационно-телематических услуг сохранил общую положительную тенденцию своего развития, как в коммерческом, так и муниципальном секторе. Окончательно утвердились лидеры отрасли, появились правовые рамки, обозначенные федеральным законодательством о навигационной деятельности. Об итогах прошедшего года и перспективах развития на рынке навигационно-телематических услуг – в интервью с президентом группы компаний «Навигатор» Александром Сёмкиным.
- Александр Николаевич, как Вы оцениваете итоги работы компании в 2009 году? Насколько финансовый кризис отразился на развитии бизнеса?
- Отрасль навигационно-телематических услуг прочно вплетена в экономику страны, в сектор пассажирских и грузовых транспортных перевозок. В нестабильных экономических условиях объемы перевозок упали в три раза, а то и больше, уменьшились объемы продаж автомобильного транспорта, сократилось финансирование ряда проектов. Это негативно сказалось на бизнесе, произошло снижение объемов производства. На фоне снижения продаж для нас приоритетным направлением в работе стало повышение качества предлагаемых решений. В прошлом году появились новые горизонты развития, как в области технологической составляющей продукции, так и в сегменте предоставления конечной услуги.
- В чем это проявляется?
- Системы сегодня устанавливаются с большим количеством самого различного дополнительного оборудования, в результате чего повышается общая трудоемкость внедрений, при тех же экономических расчетах. Это заставляет производителей оборудования и программного обеспечения модифицировать выпускаемые решения, значительно повышать их потребительские свойства. К примеру, в прошлом году нами было проведено несколько НИОКРов с апробированием новой модификации оборудования в пилотных проектах по всей территории Российской Федерации с различными климатическими условиями.
Большие внутренние ресурсы мы направили на научную работу. По итогам года получили сразу шесть свидетельств о государственной регистрации отраслевых программ спутникового мониторинга. Двое сотрудников защитили кандидатские диссертации. Так что минувший год, хоть и выдался финансово непростым, но дал нам возможности оценить коммерческую адекватность предлагаемых решений, увидеть пути развития и своевременно адаптироваться в условиях рынка.
- Стратегия развития компании (философия проекта ЕНДС) предполагает открытие региональных представительств в каждом субъекте Российской Федерации. Насколько удачно в этом вопросе сложился минувший год?
- Отмечу сразу, что планы развития региональных представительств ЕНДС в прошлом году не претерпели существенных изменений. Мы на треть расширили нашу региональную сеть. Сегодня у нас более 70 представительств, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Такая разветвленная сеть позволяет нам эффективно реализовывать крупные федеральные контракты, которые предполагают оснащение транспорта в России и на территории смежных государств. К слову, уже сейчас, мы активно приступили к реализации крупнейшего федерального проекта с одной из структур ОАО «ГАЗПРОМ». В прошлом году региональная сеть позволила нам успешно участвовать в реализации целого ряда государственных и муниципальных контрактов, получив огромный дополнительный опыт отраслевых внедрений.
- Ваши ожидания от нового года?
- В конце прошлого года на рынке навигационно-телематических услуг произошло заметное оживление, поэтому в новом году мы рассчитываем на более продуктивную работу. Надеюсь, что объемы продаж не просто достигнут цифр докризисного уровня, но и превзойдут их. Для оптимистических прогнозов сейчас есть все основания. Придерживаясь общей стратегии развития, мы планируем открыть представительства в каждом регионе РФ и максимально расширить зону влияния в странах СНГ. Сегодня в проработке целый ряд интересных проектов в социальной сфере.
По-прежнему, одной из важнейших задач для нас в этом году останется задача повышения качества работы по повышению сервиса и информационному насыщению услуг, оказываемых заказчику, снижению конечной стоимости внедрения проектов. Для успешной реализации этой задачи мы открываем учебный центр, где обучение будет проходить персонал организаций-партнеров, дилеров, клиентов. На первом этапе центр будет нацелен на подготовку сертификационных специалистов в рамках технологий и программных продуктов «Навигатор-С». В перспективе планируем сделать его сертификационным центром в области навигационно-телематических систем. С этой целью проводим переговоры с ведущими вузами страны, которые готовы к сотрудничеству.
- В прошлом году компания совместно с правительством Орловской области стала соорганизатором первой Всероссийской научно-практической конференции «ГЛОНАСС - регионам». Если судить по числу участников (а это более 200 человек из 54 регионов РФ и 4 стан СНГ), мероприятия оказалось востребованным. Станет ли оно ежегодным?
- Нужно понимать, что подобные конференции не рождаются просто так. Ее появление связано с необходимостью создания единой информационной площадки для органов исполнительной и законодательной власти, бизнес структур, экспертов в области спутниковой навигации и потребителей телематических услуг. Дело в том, что в России до этого времени существовала лишь одна подобная площадка (схожего формата) – Международный форум по спутниковой навигации, который ежегодно проходит в Москве. Регионы, в которых, по сути, и происходят основные внедрения спутниковых технологий практически оставались неохваченными. Этот пробел, по нашей задумке, и должна заполнить Всероссийская конференция. Осенью этого года она пройдет во второй раз. В каком регионе, думаю, станет понятно уже в ближайшее время - сегодня из субъектов федерации мы получаем предложения о ее проведении. В рамках конференции планируются практические мероприятия в виде семинаров, открытых презентаций и демонстрации пилотных проектов по внедрению ГЛОНАСС-технологий в субъектах РФ и за рубежом.