Крупнейшее российское мероприятие в области интеллектуальных транспортных систем собрало представителей органов исполнительной и законодательной власти, бизнес структур, ученых сообществ из России, Германии, Австрии, Великобритании, Японии и других стран. Если несколько лет назад в России только единицы в профессиональном сообществе знали, какие возможности и перспективы несет в себе аббревиатура ИТС, то сегодня прогресс на лицо. Элементы интеллектуальных транспортных систем находят все большее применение в различных отраслях экономики. Нередко их внедряют, до конца не понимая, что они таковыми являются (к примеру, услуги мониторинга не что иное, как процесс, связанный с развитием ИТС). Однако говорить в России о комплексном развитии интеллектуальных транспортных систем еще слишком рано.
— У нас есть много примеров попыток развития локальных элементов и систем, относящихся по современной терминологии к ИТС. Это системы контроля и управления движением транспортных средств на всех видах транспорта, системы управления перевозками грузов и пассажиров, системы информирования и продажи билетов и другие информационно-управляющие системы, — отмечает генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич. – В настоящее время в России достаточно активно разрабатываются только разрозненные элементы ИТС, что диктуется не долговременной стратегией, а текущими потребностями рынка.
В качестве основы для создания в России ИТС на конгрессе предлагалось использовать региональные навигационно-информационные центры, создаваемые на базе технологий ГЛОНАСС. Речь идет о повышение качества выполнения государственных функций и предоставления транспортных услуг в регионе. Для этого докладчики предлагали определить последовательность и этапы развертывания ИТС на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Уже сегодня пришло время активного внедрения ИТС в крупных городах, развития сети федеральных дорог и строительства «умных» платных магистралей.
— Внедрение ИТС является реальной антикризисной мерой. Применение новых технологий позволяет значительно уменьшить затраты на транспортную отрасль, увеличив при этом эффективность и безопасность перевозок. Для России и ее городов миллионников внедрение интеллектуальных транспортных систем имеет особое значение, — говорит первый вице-президент Международной академии транспорта Виктор Досенко.
Немаловажную роль в концепции ИТС сыграет и формирование международных транспортных коридоров, в основу которых лягут стандарты ведущих мировых держав. «В европейских странах уже многое реализовано в сфере практического применения ИТС. Нам это только предстоит, — комментирует президент ГК «Навигатор» Александр Семкин. – Международный Конгресс аккумулирует на своей площадке все ведущие достижения, задает и корректирует вектор развития ИТС в России. Работая с конечным потребителем, мы видим, насколько востребованы сегодня именно комплексные решения по автоматизации всех бизнес-процессов. Происходит интеграция многих систем.
Несмотря на общую положительную динамику развития современных технологий, положение дел в России оставляет желать лучшего – по развитию IT-технологий Россия занимает лишь восьмидесятое место в мире.
Для справки
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – это системная интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации в транспортную инфраструктуру, транспортные средства. ИТС ориентированы на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
В России наблюдаются четыре процесса, связанные с развитием ИТС:
- разработка различными предприятиями и организациями собственных моделей ИТС;
- адаптация зарубежной и отечественной радиоэлектронной аппаратуры к собственным моделям;
- предоставление локальных услуг (в основном мониторинга и дистанционной охраны автотранспорта);
- продажа бортовых комплексов сухопутной навигации и комплектующих.
Информационно-аналитическая газета «Транспорт России» (2,31 Мб)