Компания «ЕНДС» прочно занимает лидерские позиции на рынке спутникового мониторинга уже более 15 лет. О новых направлениях деятельности компании, кадровой политике и прохождении кризисных точек, беседуем с руководителем проектов, заместителем генерального директора компании Алексеем Шкуровым.
— Алексей Михайлович, уже много лет «ЕНДС» известна в России и за рубежом как разработчик и поставщик решений в области мониторинга транспорта, тахографии, ИТС и крупнейший российский оператор услуг спутникового мониторинга мобильных объектов с использованием технологий глобального позиционирования ГЛОНАСС. Однако компания развивает и новые направления, расскажите о них.
— Новые направления связаны с видеонаблюдением и видеоаналитикой. Начали мы их разрабатывать, конечно, на транспорте. На мобильных объектах видеонаблюдение и видеоаналитика позволяют снизить аварийность, избежать производственных травм и трагедий. Видеоаналитика – обработка видеосигнала, поступающего с видеокамеры в кабине. Обрабатывая массивы данных, искусственный интеллект, нейросеть по комплексу физиологических признаков учится отслеживать потерю контроля водителем, отвлечение от дороги, признаки засыпания. В этот момент подается сигнал, который его будит. И одновременно сигнал подается диспетчеру – обычно в такой ситуации принимают решение о смене водителя. Таких случаев в нашей практике уже много – водитель приходит уставший, иногда заболевший, проходит медкомиссию, но в процессе работы ему становится хуже. Спецтехника, работающая в карьерах добывающих предприятий не должна простаивать ни минуты – это экономически невыгодно. В то же время можно представить, что может сделать «Белаз», который только груза везет 120 тонн, при потере управления. Поэтому наши клиенты отлично понимают, зачем нужна видеоаналитика в кабине. Помимо засыпания или потери сознания, есть еще простой человеческий фактор – водители пользуются смартфонами в процессе движения. Есть примеры, когда здоровый и трезвый водитель большегруза отвлекся на мессенджер, в результате происходит авария, погибают люди. Естественно владельцы автопарков хотят таких происшествий избегать. Кроме того, мы расширяем функционал фронтальной камеры – она определяет наличие пешехода, препятствий, выход из полосы. И также оповещает водителя. Все это – использование искусственного интеллекта. Для заказчиков эти наши решения интересны для предотвращения нештатных и аварийных ситуаций, чтобы исключать человеческий фактор там, где это возможно.
— Среди заказчиков «ЕНДС» есть горнодобывающие предприятия, в том числе крупнейший металлургический комбинат.
— Да, с этим клиентом работаем 8 лет, решаем задачи обеспечения безопасности и контроля на производстве. Внутри таких мощных компаний «входной коридор» для подрядчика очень узкий – от комплекта определенных лицензий, сертификатов, постоянного обучения своих сотрудников до униформы, до проверки состояния сотрудника на входе – употреблять алкоголь нельзя даже накануне. Если система это фиксирует, штрафы драконовские. И выполнить эти жесткие нормы может далеко не каждый подрядчик. Мы стабильно выполняем, и наше сотрудничество расширяется.
— Насколько известно, там работают не только системы мониторинга транспорта?
— Совершенно верно. На горнообогатительных предприятиях используются стационарные системы видеонаблюдения и видеоаналитики во многом схожие с подобными системами на транспорте, но имеющие свою специфику. Стационарные системы наблюдения и видеоаналитики располагаются на входе на объект и на самом объекте: охватывают все зоны, где нужен контроль. Отслеживают наличие касок, спецодежды, спецобуви, различают работников разных подразделений, организует допуск на предприятие ограниченного количества персонала. Это видеонаблюдение построено на данных с общедоступных камер. Если искусственный интеллект, например, выявляет «чужого» — работника подразделения, который не имеет права находиться на объекте, идет уведомление ответственным сотрудникам.
— Как складывается на сегодняшний день ситуация с кадрами в компании?
— Наша работа требует высокой квалификации и ответственности. Заказов много, в особенности по установке оборудования в сезон. Мы обучаем людей и грамотно рассчитываем оптимальное количество работников, монтажников, установщиков оборудования. Исходим всегда из задач каждого проекта, необходимых для его реализации компетенций. Для ИТС Орла недавно взяли несколько новых специалистов. Как и большинство работодателей, связанных с инженерными технологиями, мы занимаемся самостоятельным активным обучением новых сотрудников. Было бы хорошо принять на работу высококвалифицированного специалиста, готового и умеющего работать. Но они уже, как говорится, все приняты. Поэтому растим кадры сами – коллектив у нас стабильный, текучести кадровой почти нет, если люди уходят, то, в основном на повышение в структуре нашей группы компаний.
— В кризисные годы «ЕНДС» удалось не только не потерять клиентов, но и нарастить прибыль. Какие стратегии использовали, чтобы достичь таких результатов?
— Аналитика процессов в экономке страны позволила правильно расставить приоритеты. Во-первых, мы действительно не потеряли своих клиентов, нам по-прежнему доверяют и с нами работают крупные заказчики, которые знают нас много лет. Они, как правило, решив задачу в одном подразделении, привлекают нас для работы в других своих же структурах. Во-вторых, мы пошли по пути расширения портфеля проектов компании. ИТС города Орла, в частности – важнейший на сегодняшний день проект для нашей компании. Направление ИТС сейчас одно из самых перспективных, в его развитии заинтересовано государство, на это выделяются бюджетные средства. В Орле мы уже завершаем в этом году внедрения этой системы и переходим к ее модернизации в 2024 году. Мы сознательно не идем на активное расширение клиентской базы, выбрав путь расширения самих проектов, углубления функционала, предложения новых решений. По сути, уже много лет «ЕНДС» живет по формуле «качественный продукт+качественный сервис+качественная работа с клиентом». Такой подход обеспечивает нам лояльность клиентов, что позволило пройти все кризисные точки последних лет достойно и развиваться.
Материал подготовлен Надеждой Рипинской