Тема новейших технологий всегда интересна для журналистского пера, особенно если у научных разработок имеется практическое применение. На днях к проблемам, связанным с реализацией муниципальных проектов по мониторингу транспортных средств, обратилось ведущее федеральное издание «Российская газета». В основу публикации легли проекты, реализованные на муниципальных предприятиях Орла. В качестве экспертов выступили специалисты Единой национальной диспетчерской системы.
Как на ладони
Мониторинг позволяет чиновникам контролировать работу каждой спецмашины
Денис Передельский
"Российская газета" - Экономика Центрального округа №4873 от 24 марта 2009 г.
Внедрение системы спутникового слежения на орловском муниципальном транспорте встретило ожесточенное сопротивление со стороны работников МУПов.
На этот эксперимент орловские власти решились два года назад. Прежде всего из соображений экономии. Практика показала: применение навигационных технологий значительно сокращает расходы предприятий. Оно позволяет точно и оперативно отслеживать работу автобуса или поливочной машины. Бесстрастный прибор фиксирует все: например, скорость и маршрут движения, длину участка дороги, политого водой и посыпанного песком. Кроме того, современные навигационные "системы замкнутого цикла" способны организовать и взять под контроль управление предприятием в целом.
В условиях кризиса навигация стала особенно востребованной. В первую очередь ею интересуются муниципалитеты и крупные промышленники. Говорят, что "умные" технологии окупают себя примерно за шесть месяцев. Если речь идет об общественном транспорте, срок окупаемости - около года.
Орлу в каком-то смысле повезло. Здесь расположен центральный офис одного из лидеров в производстве и обслуживании навигационных систем и крупнейшего оператора услуг спутникового мониторинга. Его специалисты несколько лет назад запустили в Калуге первый в стране проект по оснащению муниципальной техники системами навигации.
В 2007 году в Орловской мэрии была создана специальная рабочая группа, которая дала добро на внедрение в МУПах космических технологий. Первым делом власти решили навести порядок на "Спецавтобазе по санитарной очистке города". По утверждению главного инженера предприятия Виктора Мелихова, большинство водителей поливочных машин половину рабочего дня простаивали на водозаборном узле. Претензии также возникали к работе мусоровозов и другой спецтехники. Однако за руку нерадивых сотрудников никто не ловил.
- Первые навигационные системы на коммунальные машины устанавливались скрытно, зачастую по ночам, - рассказывает начальник отдела спецпроектов компании-разработчика Алексей Новиков. - Водители об этом ничего не знали. Зато сразу был получен экономический эффект. Если до внедрения системы водителю ежедневно выдавали 65 литров топлива в день, то после стало хватать и 45. В целом по предприятию расходы на топливо, масло и прочие материалы снизились примерно наполовину.
Работникам МУПа инновационные технологии, разумеется, пришлись не по душе, и на предприятии начались "диверсии". По ночам неизвестные ломали навигационные антенны, выводили из строя терминалы. Многие работники жаловались на плохое самочувствие из-за "странных" приборов. Потеряв "левую" выручку, водители начали массово увольняться. Правда, через некоторое время, как правило, возвращались - у частников условия работы еще жестче.
- Мы постоянно сталкиваемся с такими фактами сопротивления, - говорит Алексей Новиков. - К сожалению, многие директора предприятий, которые на общих собраниях выступают за наши проекты, затем делают все, чтобы помешать их реализации. Как правило, это наемные управляющие, которым не всегда выгодно, чтобы электроника контролировала их работу. Такие проблемы возникают в большинстве муниципальных предприятий. Первые полгода уходит на "ломку психологии".
Впрочем, на "Спецавтобазе" космические технологии контролируют работу уже 60 единиц спецтехники. Среди них - два дорогостоящих шведских универсальных агрегата. Все их перемещения в режиме реального времени отображаются на мониторе компьютера в мэрии. Глава города в любой момент может проконтролировать, насколько эффективно используется коммунальная техника.
С недавних пор навигационные терминалы начали устанавливать и на муниципальном общественном транспорте. Мечта властей - оснастить электронными приборами учета пассажиров весь транспорт. Это позволит специалистам разработать оптимальные маршруты. Кроме того, автоматически решится проблема подсчета перевезенных льготников. За них бюджет выплачивает транспортным предприятиям компенсации. Поскольку есть несколько теоретических методик подсчета пассажиров, вопросы о сумме компенсаций часто приходится решать в судах.