Конгрессно - выставочный центр «ВертолЭкспо» (г. Ростов-на-Дону) в очередной раз собрал участников транспортного форума Юга России. Проект молодой, но весьма амбициозный. Его перспективы, в первую очередь, связаны с большим потенциалом региона, который до сих пор так и остается не раскрытым. Сегодня как никогда очевидна необходимость развития и строительства транспортной инфраструктуры - регион является мощным транспортным узлом с транзитными коридорами для грузов, идущих с юга на север, из портов от побережья Черного моря до Каспия и дальше на восток. Вместе с тем по оценкам экспертов, на долю России при ее весьма выгодном географическом положении в общем объеме мировых транзитных потоков приходится всего лишь один процент. Неиспользуемый потенциал выливается в потерянные миллиарды рублей для бюджетов всех уровней.
Как отметил на форуме заместитель руководителя координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО Александр Потеряхин, в транспортной инфраструктуре от европейских стран мы отстали на много лет. И если на западе на строительство и ремонт дорог направляется восемь процентов ВВП, то в России на протяжении последних семи лет эта цифра составляла всего лишь 1,5 процента. С таким финансированием проблемы дорог очевидны. Особенно видны они на федеральной магистрали «Дон» с очень низкой пропускной способностью.
По словам Александра Потеряхина, сегодня ситуация меняется, в перспективе эта магистраль станет шести полосной, что значительно увеличит ее пропускную способность и позволит избежать на дороге больших «пробок». Отдельно поднимался на транспортном форуме вопрос необходимости строительства порядка 600километров дорог в районе олимпийского Сочи.
- Если сегодня основные зоны развития транспортной отрасли в Европе и США это безопасность, экономия и экология, то в России - это развитие дорожного комплекса, использование транзитного потенциала и общая оценка конкурентоспособности транспортной отрасли, - рассказал профессор Ростовского государственного университета Энвер Мамаев.
Осознавая существующие проблемы транспортной инфраструктуры, и понимая колоссальный потенциал отрасли, уже сегодня разработан проект «Развития транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа до 2025 года». По прогнозам авторов проекта (Национальное агентство прямых инвестиций (г. Москва)), транспортные издержки, связанные с перевозкой грузов, снизятся на 14 процентов, а общий объем грузопотока в Южном федеральном округе увеличится более чем в два раза. При этом объем перевозок всеми видами транспорта составит порядка 400 млн. тонн. Предполагается, что в регион для реализации проекта будет привлечено инвестиций на сумму 2489 млрд. рублей.
Весьма интересным было на форуме выступление представителя РЖД Эдуарда Тучкова, который отметил, что без согласования действий всех видов транспорта говорить об эффективности перевозки грузов уже невозможно. И здесь прозвучала информация о возможности строительства первой в России железной дороги для перевозки только товарных грузов. Это позволит значительно сократить время доставки грузов по железной дороге и грамотно планировать график разгрузки судов и погрузки товарных вагонов. Дорога должна пройти в обход всех населенных пунктов и напрямую соединить южные морские порты с Москвой.
Параллельно с форумом на площадях конгрессного центра прошла IV международная выставка «Транспорт. Логистика. Безопасность». На ней были представлены последние модели автомобильной техники, разработки в области систем спутникового мониторинга и достижения в сфере безопасности перевозки пассажиров и грузов. В выставке приняло участие порядка 50 компаний, в том числе и ЕНДС.