Это уже традиция — на излете весны проводить Международный форум по спутниковой навигации. Три года назад был подписан Указ об использовании ГЛОНАСС в социально-экономической сфере. В списках профессиональных праздников этой даты пока нет, но для разработчиков ГЛОНАСС — это событие особое.
"Для нас важно расширение технологии в различных сегментах рынка, в том числе использование устройств на основе ГЛОНАСС обычными рядовыми гражданами", — сказал генеральный директор ОАО "Навигационные информационные системы" Александр Гурко.
От скромного противоугонного устройства для мопеда до специального навигационного оборудования для яхт. Здесь же — космические "помощники" для транспортников, энергетиков, коммунальщиков. И это лишь малая часть возможностей спутниковой навигации, которая была представлена на выставке в рамках Форума.
ГЛОНАСС, действительно, становится глобальной. В работе форума приняла участие делегация Национального космического агентства Украины. К концу года появится совместное российско-украинское предприятие по использованию навигационных технологий. К этому времени российская орбитальная группировка пополнится новыми аппаратами.
"Полномасштабное развертывание всей орбитальной группировки в 2010 году мы планируем обеспечить в полном объеме. При этом довести точность навигационных определений потребителя с учетом модернизации наземного комплекса управления до 5, 5 метра, а в 2011 году до 2, 8 метра", — отметил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
Специальные датчики ГЛОНАСС для промышленных объектов. Приборы фиксируют малейшие колебания сооружения. Через спутниковую систему информация поступает специалистам, которые оценивают техническое состояние объекта. Такие датчики планируется установить на все сложные инженерные конструкции, чтобы истории, подобные "танцующему" волгоградскому мосту не повторялись.
"На волгоградском мосту не было датчиков, и поэтому эксперты долго спорили, какова причина колебаний", — пояснил генеральный директор — генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" Юрий Урличич.
Современные приборы на базе спутниковой системы, позволяют не только снимать параметры движения автотранспорта (маршрут, скорость, расход топлива), но и контролировать состояние водителя за рулем (химический состав крови, давление, ритмы сердца) — что весьма актуально, ведь, по одной из версий, причиной недавней катастрофы туристического автобуса в Турции стало недомогание водителя.
"Сегодня ведутся определенные пилотные проекты по стыковке с телеметрическими медицинскими приборами достаточно успешно. Это не фантастика. Я думаю, ближайшие два-три года эта задача на техническом уровне будет решена", — считает президент группы компаний "Навигатор" Александр Семкин.
Если разработчики системы стремятся к еще большим масштабам внедрения ГЛОНАСС, то создатели приемных устройств, а точнее, чипов, на которые и поступает сигнал, наоборот, к миниатюрности. Сегодня размер отечественного чипа — 3 сантиметра. Необходимо сделать их еще меньше, чтобы использовать в мобильных телефонах и даже наручных часах. Но это уже — нанотехнология.