Эта тема стала сквозной на прошедшем в формате zoom конференции круглом столе. В рамках мероприятия специалисты компании «ЕНДС» выступили с презентациями, в которых подчеркивалась практичность и результативность использования навигационных технологий.
К участию в круглом столе «Цифровое сельское хозяйство. Решения резидентов кластера ГЛОНАСС. Экономическая эффективность» были приглашены компании-резиденты кластера ГЛОНАСС, IT-кластера, руководители и представители агропредприятий Орловской области, департамента сельского хозяйства Орловской области, профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО «ОГАУ им. Н.В. Парахина», ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева».
В приветственном слове к участникам круглого стола руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области Александр Шалимов отметил, что регион широко участвует в цифровизации различных отраслей деятельности, особенно сельского хозяйства. Так, по данным за 2020 год, система спутникового мониторинга была установлена на более чем 2000 единиц техники и прицепного оборудования. Многие фермерские хозяйства серьезно оценили возможности спутниковых навигационных систем, спутниковой аэро- и фотосъемки. Орловская область и дальше продолжит активно поддерживать проект по цифровизации сельского хозяйства.
Заместитель генерального директора по развитию ЗАО "ЕНДС" Олег Слепец в своем выступлении отметил основные направления цифровой трансформации сельского хозяйства и АПК. Это, например, цифровизация сбора, хранения, анализа и предоставления данных, цифровые двойники основных объектов и субъектов отрасли, точное земледелие и точное животноводство, цифровизация взаимодействия субъектов АПК, а также прослеживаемость сельскохозяйственной продукции «от поля до прилавка».
Особое внимание было уделено внедрению в работу сельскохозяйственных предприятий навигационных технологий. Установка системы спутникового мониторинга дает возможность вести контроль местоположения и перемещения техники, скоростного режима. С помощью датчиков уровня топлива и считывателей CAN-шины можно осуществлять контроля уровня топлива и определять его расход. CAN-шина обеспечивает бесконтактный съем информации с бортовой информационной шины сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств без нарушения гарантийных условий. Также это устройство способно контролировать выполнение работ и объемов технологических операций.
Навигационно-телематические данные передаются в информационные системы учета и управления агропредприятиями для последующего анализа и прогнозирования результатов работы.
В отдельную тему выделена информационная безопасность, а именно преобладание на рынке зарубежных систем высокоточной навигации, используемых на сельхозтехнике. Это указывает на возможность иностранных государств получать, корректировать любую телеметрическую и навигационную информацию. Часть подобной информации хранится за пределами страны.
Участники познакомились с актуальными решениями, направленными на внедрение различных вспомогательных систем таких, как система мониторинга, прогноза и предупреждения эпидемий африканской чумы свиней, система «Агро Управление», система информационного взаимодействия «Добропчел» («ЦентрПрограммСистем», г. Белгород), система «Агрософт» («АгрософтАУЦ», Краснодарский край), торгово-логистическая платформа «Агродело» («Интерпрокорм», г. Москва), система контроля техники «свой-чужой» - от поля до элеватора («Фарватер», г. Москва), решение для автоматизированного распознавания контуров пахотных земель (ПАО «Ростелеком», г. Москва), решение для АСУТП для элеваторов, зернокомплексов и других объектов АПК («Метасистемы», г. Орел).
Компанией «ЕНДС» представлены решения по автоматизации безоператорной выдачи и контроля топлива для сельскохозяйственных предприятий, мониторингу усталости водителя.
- В основе первого решения - интеграция программно-аппаратного комплекса «Навигатор-С» и автоматизированной топливораздаточной аппаратуры АЗС и АТЗ марки Benza®, произведенного предприятием ЗАО «Пензаспецавтомаш». Внедрение позволяет решать вопросы «сквозного» контроля горючего от поступление ресурса на баланс до его списания при использовании. Система в автоматическом режиме сравнивает фактические данные выданного и полученного топлива, а также определяет остатки как в местах хранения, емкостях топливозаправщиков, так и в баках техники. Полученные данные экспортируются в системы учета (1С), - рассказал заместитель генерального директора ЗАО «ЕНДС» Алексей Шкуров.
Система мониторинга усталости водителя – это новое комплексное решение с использованием нейросетей, помогает повысить безопасность дорожного движения и обеспечить постоянное наблюдение за поведением водителя в салоне автомобиля. Специальное оборудование сигналом предупреждает об опасном сближении, смене полосы движения, появлении пешеходов на дороге и знаках ограничения скорости. Таким образом, полностью контролируется положение транспортного средства на дороге.
Круглый стол проводится при поддержке Департамента сельского хозяйства Орловской области, Орловского государственного аграрного университета, центра услуг «Мой бизнес» и «Бизнес-инкубатора». Организаторы мероприятия – кластер ГЛОНАСС (К-57), НП «ГЛОНАСС-регионам».