В Министерстве транспорта РФ состоялось расширенное заседание коллегии, где обсуждался вопрос "О плане действий по навигационному обеспечению транспортного комплекса с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS".
Со вступительным словом перед коллегами выступил Министр транспорта Игорь Левитин, который отметил, что стратегия развития навигационного обеспечения в Российской Федерации определена поручениями Президента, постановлениями Правительства и Военно-Промышленной Комиссией. Современный подход к организации работы транспортных артерий предполагает создание мощной многофункциональной системы. Сегодня во всем мире управление транспортом уже осуществляется с применением навигационных приборов, в ближайшие годы и Россия не станет тому исключением.
По официальным данным Минтранса, за время реализации федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" спутниковой системой навигации оснащено около 1800 морских и речных судов 355 самолетов и вертолетов, более 10000 единиц госавто транспорта и 1800 единиц подвижного состава железнодорожного транспорта. Для управления движения судов морского и речного транспорта развернуто 15 береговых систем управления оснащенных приемниками ГЛОНАСС, GPS установлено 13 контрольно-корректирующих станций. Внедрено 54 диспетчерских станции управления и контроля пассажирским транспортом.
По оценкам экспертов, примерно 100 тысяч единиц частного транспорта оборудовано спутниковыми навигационными системами. Экономисты говорят об увеличении в 2006 году спроса на оборудование для автомобильной навигации. Объем продаж вырос на 40% по отношению к 2005 году. При этом ежегодная емкость рынка навигационного оборудования предполагает порядка 20 миллионов единиц различной модификации. Оценка ожидаемой экономической эффективности показывает, что экономия ресурсов составляет от 10 до 25 % эффективного и безопасного функционирования транспортного комплекса, особенно при перевозке пассажиров, специальных и опасных грузов, а также за счет минимизации потерь.
Вместе с тем, выступавшие отмечали, что нормальное функционирование систем спутниковой навигации предполагает развитие законодательной и нормативно-правовой базы. Пока же закона о навигации, прописанного на бумаге, в России не существует.
"При дальнейшем внедрении навигационных систем на транспорте нельзя не учитывать опыт ведущих зарубежных стран. Зарубежный опыт показывает, что будущее, перспективное использование навигационных систем связано с крупными проектами в транспортной отрасли - интеллектуальными транспортными системами. Их смысл заключается в интегрировании геоинформационных, навигационных систем, современных систем передачи и обработки данных, широкого доступа потребителей к этим ресурсам, управлении грузопотоками, пассажиропотоками со стороны транспортных компаний, - подчеркнул в своем выступлении руководитель Федерального агентства геодезии и картографии Александр Бородко.
Так в США, Японии и странах Западной Европы приняты федеральные программы развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) сроком от пяти до десяти лет. К результатам широкого развития Интеллектуальных транспортных систем к 2015 году эксперты относят формирование рынка высокотехнологичных изделий и услуг объемом более 500 млрд. долларов, создание дополнительных рабочих мест и улучшение качества жизни.
По мнению экспертов, внедрение ИТС способствует более эффективному использованию существующей дорожно-уличной сети и транспортных средств, повышению безопасности движения, решению экологических проблем и сохранению природных ресурсов, позволит значительно сократить затраты на строительство и реконструкцию дорог. Ожидается, что в 21 веке ИТС будут играть решающую роль при создании "интеллектуальной" транспортной инфраструктуры.