Организаторами мероприятия выступили: Министерство транспорта РФ, Союз транспортников России, торгово-промышленная палата РФ, Комитет по транспорту Государственной Думы. В работе круглого стола приняли участие руководители и сотрудники министерств и ведомств, Совета Федерации, региональных органов исполнительной власти, бизнеса (присутствовали на мероприятии и представители Единой национальной диспетчерской системы России), средств массовой информации.
Столь компетентный состав участников свидетельствовал о серьезности обсуждаемой темы. На протяжении нескольких часов в конференц-зале торгово-промышленной палаты откровенно говорили о наболевшем. Обсуждались проблемы, связанные с состоянием транспортной системы. Поднимались вопросы недостаточной развитости дорожной инфраструктуры, наличие так называемых «узких» мест в пропускной способности дорожных артерий страны и невозможности ее в таком состоянии отвечать всем потребностям растущей экономики.
Так президент торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, говоря о своем видении транспортной стратегии, отметил, что сегодня транзитный потенциал Российской федерации используется в лучшем случае лишь на 5-7 процентов от своих возможностей. Хотя географическое положение страны весьма выгодно для развития транзитных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Глупо не использовать такой потенциал. Увеличение грузопотока евроазиатской торговли позволило бы государству автоматически в разы увеличить доходность поступлений от транзитов грузов.
Говоря о формировании транспортной стратегии России, президент торгово-промышленной палаты обратил внимание на то, что она должна воспринимать интегрированную транспортную систему в динамике и учитывать специфику развития транспорта до 2030 года. Необходимо понимать и интерес грузоперевозчиков, у которых, по словам Е. Примакова, свой взгляд на развитие транспортной стратегии. Связан он с особенностями их бизнеса, где важнейшую роль играет доставка грузов от двери до двери, и в сроки, предусмотренными договорами – а не раньше и не позже. Но такая точность предполагает наличие развитой дорожной инфраструктуры. Пока же специалисты отмечают, что сегодня доля автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла почти 30 процентов. В пределах московского транспортного узла эта цифра в два раза больше. Привели на круглом столе и еще более нерадостные цифры статистики: на территории России более 40 тысяч населенных пунктов, где проживает почти два миллиона человек, до сих пор не имеют постоянного дорожного сообщения.
«Стратегия должна определять приоритеты развития качественно новой транспортной системы, основанной на повышении конкурентоспособности, сбалансированности всех видов транспорта, доступности, безопасности и создании благоприятных условий для инвесторов, - подчеркнул в своем выступлении Министр транспорта РФ Игорь Левитин. К слову, безопасности перевозок, как пассажиров, так и грузов в новой транспортной стратегии уделяется особое внимание. И здесь особая роль отводится интеллектуальным системам безопасности.
По итогам круглого стола его участники решили обратиться в правительство РФ с просьбой организовать разработку нормативной базы стратегического планирования в различных отраслях экономики. Также был принят предложенный к обсуждению базовый проект транспортной стратегии. В нем внимание уделяется на решение задач, связанных с улучшением инфраструктуры, повышением конкурентоспособности российских транспортных компаний, сбалансированностью всех видов транспорта в единой системе, созданием благоприятных условий для инвесторов и обеспечением доступности всех услуг транспортного комплекса для населения.
Специалисты отмечают, что необходимость решения транспортных проблем возникла уже давно, но сделать это без участия государства невозможно. Способствовать улучшению транспортной системы в России, теперь призван и вновь созданный комитет по транспорту в Государственной Думе последнего созыва. Очевидно, что для реального изменения ситуации в транспортном комплексе, необходима координация работы всех ветвей власти (федеральной, региональной, муниципальной) совместно с бизнесом и при поддержке передовой научной мысли.
Проведение второго этапа Всероссийского круглого стола по обсуждению транспортной стратегии запланировано на май текущего года.