ГЛОНАСС без прикрас. Как не пролететь мимо?
О навигационных спутниковых системах ГЛОНАСС и GPS говорят везде и много. Сегодня помимо изначальной заточки систем под нужды военных и спецслужб их возможности активно используются в реальном секторе экономики. Здесь со своим указом постарался президент. Космос стал ближе, и для широкого круга пользователей открылись его потребительские возможности, связанные, в первую очередь, с мониторингом и диспетчеризацией транспорта, его охраной. Однако, цена оборудования на рынке для конечного потребителя «кусается». Как правило, она переваливает за десять тысяч рублей. В столичном регионе цифры больше в разы. Но даже при таких расценках не факт, что, покупая оборудование, клиент не приобретает «кота в мешке»?
По оценкам ведущих мировых экспертов, рынок навигационно-телематического оборудования сегодня переживает бум. Его потенциальная емкость исчисляется десятками миллиардов долларов. Спутниковые системы находят свое применение в различных отраслях экономики. И надо признать, что Россия здесь не стоит на обочине. Интерес к возможностям систем за последние годы в нашей стране возрос настолько, что интеллектуальные «баталии» выливаются в мощные международные форумы, куда съезжаются ведущие специалисты из многих стран мира. Разрабатываются специальные программы с использованием возможностей глобальных спутниковых систем.
По словам А. Бобрышева – представителя военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, сегодня и завтра представить жизнь без спутниковых технологий практически невозможно. Основная задача – максимально использовать потребительские возможности систем для большинства пользователей, чтобы реально помочь экономическому развитию, как отдельных регионов, так и страны в целом.
Последние официальные заявления чиновников в прессе связаны с использованием спутниковой системы в федеральной службе исполнения наказания. Другими словами контролировать преступников и лиц, находящихся под следствием, теперь будут при помощи специальных электронных браслетов. Подобная практика уже давно используется в западных странах. Теперь пришла пора сделать это и у нас, разгрузив и без того переполненные тюрьмы.
Спрос рождает предложение. Очевидный закон экономики успешно работает и в отрасли навигационно-телематических услуг. На рынке появилось множество игроков, предлагающих свое оборудование.
- Сегодня практически в каждом регионе открылись фирмы производители, - рассказывает А. Голенков, руководитель независимого экспертного центра, - но далеко не все из них предлагают потребителю качественный продукт. Так называемые «кустари», демпингуя, заходят на рынок с невысокой ценой. К сожалению, именно она нередко является определяющей при выборе оборудования. Но, скупой платит дважды, так происходит и здесь. Оборудование таких производителей вскоре выходит из строя, или вообще не начинает корректно работать на диспетчерских центрах покупателей. На мой взгляд, это следствие плохой информированности руководителей различных предприятий и их заместителей о ситуации на рынке, а также отсутствия до конца разработанной нормативной базы, которая бы регламентировала технические требования для всех фирм производителей.
По словам А. Голенкова, сегодня на рынке существует порядка пяти ведущих компаний, работа оборудования которых не вызывает у экспертов нареканий. В их числе ряд столичных предприятий, предприятие в Челябинске, а также научно-технический центр в Орле. Последний, кстати, создавался еще в конце 90-х и авторитет за эти годы заработал серьезный. Именно эти игроки сегодня определяют тенденции развития отрасли и занимают порядка 80 процентов всего рынка.
Официальная же часть истории с нормативными документами тянется уже больше года. Еще в 2007 году на коллегии в Министерстве транспорта в числе прочих поднимался вопрос о необходимости обязательной сертификации оборудования всех производителей. Но, судя по всему, пока он остается открытым. А тем временем, пока на верхах чиновники пытаются навести правовой порядок, на земле творятся дела из разряда бабушкиных сказок. Доходит до смешного. Так коммерсанты одной из кустарных компаний, производящих оборудование на коленках, лукавят о реальных возможностях своих терминалов. Убеждают покупателей в завышенных технических возможностях оборудования, когда оно откровенно находится в нерабочем состоянии. Профессионалы иначе, как игрой возбужденного разума такие истории не называют. Их комментарии ясны - у всего должен быть здравый смысл. Новые технологии способны на многое, но и у них есть свои законы бытия.
Если все-таки с умом да расчетом подходить к выбору предлагаемых на рынке интеллектуальных продуктов, то экономический эффект превосходит все ожидания. Это уже неоднократно доказывалось на практике. К примеру, в Липецкоблгазе руководство организации пошло на эксперимент. На бортах автомашин установили специальное оборудование, позволившее контролировать передвижение транспорта. Результат сказался через полгода. Оптимизация маршрутов и водительская дисциплина привели к экономии на предприятии свыше 300 тысяч рублей! И это только с двадцати бортов, работающих на газе. Цифры, думается, говорят сами за себя. К тому же левые рейсы остались в истории.
Другой показательный пример уже в Орле. Муниципалитет решил навести порядок на спецавтобазе по санитарной очистке города. В активе предприятия находится огромное количество транспортной техники, есть и поливочные машины. Поначалу администрация столкнулись с водительским саботажем. Ночами неизвестные громили оборудование, чему есть вполне разумные объяснения.
- Ни для кого не секрет, что львиная доля водителей, процентов пятьдесят всего времени простаивали на водозаборном узле. Сейчас они не имеют такой возможности, поскольку отслеживается работа водителей в любой момент времени, - говорит Виктор Мелихов – главный инженер МУП «Спецавтобазы» г. Орла. – До этого были случаи нецелевого использования транспорта.
Еще один забавный случай приключился в Волгограде. В местное отделение Роспотребнадзора пришло письмо от водителей транспортного цеха. Коллектив крупнейшего волгоградского завода химической промышленности жаловался на массовое ухудшение здоровья. Свои беды водители связали с системой спутникового мониторинга, которую незадолго до этого установили на транспорт. Руководство при помощи высоких технологий решило узнать, насколько эффективно работает автопарк. С проблемой стали разбираться и выяснили, что со здоровьем у водителей все в порядке – головы не болят, и руки не ломит - оборудование имело соответствующий санитарный сертификат. Проблемы скорее с карманом. Водители не хотели чувствовать себя, как «на ладони», когда руководство в режиме реального времени могло контролировать, где сейчас используется служебный транспорт и в каких целях.
Не стоит платить дважды
Эксперты убеждены, что в ближайшие год-два всем участникам рынка придется переходить на общие узаконенные правила игры, но далеко не все из них пройдут государственную сертификацию. Пока подобный инструмент отсеивания недобросовестных производителей, разработан и применяется в системе МВД. К слову, компании, прошедшие милицейскую сертификацию по охранной тематике, можно по пальцам пересчитать. И здесь для большинства руководителей необходимо понимание, что сегодня покупка оборудования по низкой цене не означает его успешную работу завтра. Не исключено, что производитель оборудования из гаража автоматически с государственной сертификацией не уйдет в историю. Тогда предприятиям придется раскошеливаться на новое оборудование, но уже сертифицированное. Поэтому эксперты советуют, чтобы не платить дважды, еще на стадии коммерческих предложений внимательнее относится к своему выбору и отдавать предпочтение организациям, работающим в отрасли не один год и имеющим серьезный научный потенциал. От правильного выбора зависит работоспособность системы и ее возможность приносить завтра экономические выгоды.
На что следует обратить внимание при выборе системы спутникового мониторинга
- Присутствие компания на рынке должно быть не менее четырех лет;
- Наличие лицензий на разработку, производство оборудования и операторскую деятельность;
- Разветвленность представительской сети;
- Наличие в активе положительных отзывов и рекомендаций;
- Гарантийный срок обслуживания (оптимальный в российских условиях 2 года);
- Наличие в компании абонентской службы и «горячей линии»;
- Предоставляет ли компания тестовые образцы;Наличие опыта внедрения системы на предприятиях схожей направленности.
Цитата: Играть в дорогую систему мониторинга неразумно, а заработать на дешевой - невозможно.