Сегодня автоматизированные системы управления все активнее проникают в деятельность предприятий различных отраслей экономики. Далеко не последнее место в общем процессе автоматизации занимают решения с использованием спутниковых систем. О возможностях применения технологий ГЛОНАСС в оптимизации бизнес-процессов сельхозпредприятий специально для агропромышленного портала АГРОФУДИНФО рассказывает руководитель ЗАО «ЕНДС» Владислав Абрамов.
—Согласитесь, что работа аграриев имеет свою специфику. С учетом этого, какие решения предлагаются сельскохозяйственным предприятиям?
—Говорить об универсальном готовом решении, наверное, было бы не до конца верно. Дело в том, что каждое предприятие, обращаясь к нам за помощью, обозначает свой круг задач, которые оно рассчитывает решить, внедрив системы спутникового мониторинга.
Наша организация является структурным подразделением группы компаний «Навигатор». В структуре холдинга обеспечен полный бизнес-цикл — от разработки до внедрения готовых продуктов. Что касается применения в сельском хозяйстве, уместно говорить о существующем базовом решении «Навигатор-Агро». Система позволяет полностью контролировать работу техники, расход топлива. Ведется автоматизированный учет перемещений транспортных средств, расчет пробега и обработанных площадей, определяются оптимальные маршруты транспортировки техники от базы до обрабатываемых полей, доставки урожая до пунктов приема. Немаловажным является и контроль скорости перемещения техники при выполнении полевых работ. Эта система предоставляет доступ и к более сложным видам мониторинга параметров работы техники. Например, она позволяет следить за показаниями дополнительных датчиков, установленных на различные механизмы машин — плуги, прицепы, оросители и т. п.
—Какова основная цель внедрения спутниковых технологий в работу сельскохозяйственных предприятий? Каких результатов удается достичь?
— Цель внедрения — автоматизация процесса управления парком техники и предприятием в целом, повышение рентабельности производства, сокращение затрат на топливо. В работе некоторых предприятий эти факторы являются ключевыми. Как показывает практика, при установке системы мониторинга экономия только на горюче-смазочных материалах составляет 20–25 процентов.
—Вы можете привести конкретные примеры?
— Наша компания провела оснащение транспорта птицеводческих предприятий ОАО «Группа Черкизово». Помимо навигационного оборудования, машины были оснащены датчиками уровня и расхода топлива, CAN-адаптерами и датчиками температуры. Оснащению подлежало более 1200 единиц транспорта. Система мониторинга «Навигатор-Агро» эффективно помогла не только решить задачи, связанные с контролем местоположения транспорта и спецтехники, расхода топлива, выполнением плана поставок продукции, но и оптимизировать работу автопарка в целом. За четыре месяца реализации первого этапа внедрения системы сэкономлено свыше 18 миллионов рублей.
Или пример оснащения небольшого предприятия. К системе были подключены трактора и автомашины СХПК «Битимский» (Свердловская область, с. Битимка), установлены датчики расхода топлива. При сравнительном анализе за месячный период работы системы спутникового мониторинга общая экономия составила порядка двухсот тысяч рублей. На транспорте цеха животноводства расход топлива за смену снизился с 80 до 50 литров бензина, на тракторах экономия топлива достигала 30 процентов.
— Требует ли навигационное оборудование особых знаний и умений от специалистов, обслуживающих технику? Каким образом решается данная проблема?
— Водитель или другой специалист не имеют доступа к оборудованию, так как оно опломбировано. Данные с приборов поступают непосредственно на сервер, а затем на ПК руководителя либо диспетчера, осуществляющего мониторинг техники. В рамках оснащения, если есть необходимость, мы бесплатно даем консультации и обучаем тех специалистов, которые в дальнейшем будут работать с диспетчерским программным обеспечением.
—Какова доля сельхозпредприятий в общем объеме работ вашей компании?
— Так как компания базируется в регионах преимущественно с сельскохозяйственной направленностью, то доля заказов агропредприятий высока. Примерно пятая часть от общего объема заказов.
—Ваша компания представлена во многих регионах России. Где наблюдается наибольший интерес сельхозпроизводителей к спутниковым технологиям? На ваш взгляд, чем это обусловлено?
— В основном это регионы Центрального, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского округов. Среди лидеров — Орловская, Белгородская, Тамбовская, Тульская, Свердловская области, Ставропольский край, Республика Татарстан. Как правило, регионы имеют крупные хозяйства в составе федеральных агрохолдингов, где стремятся оптимизировать затраты на производство, применяя современные технологии. Сегодня затраты на внедрение систем спутникового мониторинга рассматриваются в качестве краткосрочных и среднесрочных инвестиций с периодом окупаемости от нескольких месяцев до полутора-двух лет. Конечно, здесь многое зависит от выстроенной на предприятии системы контроля.
— Какие сельскохозяйственные предприятия являются вашими клиентами: игроки агропромышленного рынка или представители среднего и малого бизнеса?
— В число наших клиентов входят разные предприятия от холдингов до небольших хозяйств как в России, так и за ее пределами. Это ОАО «Группа Черкизово», ЗАО «Белая птица» (Белгородская область), СПК «Агрокомбинат «Снов» (РБ, Минская область), Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» (РБ, г. Могилев), ООО «ЮжАгроИнвест» (Ставропольский край), ООО «Орел-Агро-Продукт» (Орловская область) и ряд других предприятий.
Беседовала Наталия Фомина
Источник http://agrofoodinfo.com