В Орле создан инновационный кластер навигационно-телематических и геоинформационных систем.
Сегодня уже ни у кого не остается сомнений в необходимости модернизации российской экономики с переходом ее на высокотехнологичное производство. Ключевую роль эксперты отводят развитию таких форм научно-практического и финансового взаимодействия, как территориальные кластеры. Именно в них видят точки роста предпринимательских инициатив, способных объединить научные исследования и разработки с промышленным потенциалом и системой подготовки кадров.
Один из первых в России территориальных инновационных кластеров навигационно-телематических и геоинформационных систем был создан в середине прошлого года на территории Орловской области. С какой целью он создавался, и каких результатов удалось достичь за столь короткий период, - наш разговор с председателем Совета кластера Александром Николаевичем Сёмкиным.
- Александр Николаевич, чем обусловлено создание кластера ГЛОНАСС (К-57) на территории Орловской области?
- Идея создать региональную научно-промышленную площадку с целью решения вопросов импортозамещения и локализации производства зарубежной продукции была давно. В регионе для этого есть все предпосылки – это и компании, имеющие большой опыт разработки и внедрения систем в области транспортной телематики, и высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов по техническим дисциплинам (Приокский государственный университет, Академия ФСО России), и готовность региона работать с инвестиционной картой. Изначально идею активно поддержал Губернатор Орловской области Вадим Потомский. Она была представлена на встрече губернатора с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, где получила одобрение. В прошлом году с учетом государственной политики наша инициатива приобрела форму территориального инновационного кластера. Здесь нужно отдать должное деятельности департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области. От поручения до документально оформленной и защищенной в Минэкономразвития стратегии развития кластера у нас ушло всего несколько месяцев. Совместная работа велась в плотном графике и дала свои результаты.
- Какие задачи перед собой ставит кластер?
- Одну из основных задач мы видим в создании типовых решений для региональных навигационно-информационных систем (РНИС). Безусловно, это будет стимулировать инновации и развитие механизмов коммерциализации технологий, в том числе на условиях частно-государственного партнерства. Для этого осуществляем тесное сотрудничество между исследовательскими институтами и производственными компаниями. В настоящее время в кластер уже входит 15 российских и зарубежных компаний-разработчиков геоинформационных и телематических систем, программного обеспечения и дополнительного оборудования. Среди них такие компании, как ЗАО «Группа компаний «Навигатор» (г. Орел), ОАО «АГАТ-системы управления» (Республика Беларусь), ООО «Мета Систем Рус» (г. Москва), ЗАО «Индустрия делового программного обеспечения» (г. Орел), ООО «ЦентрПрограммСистем» (г. Белгород), ЗАО «ЕНДС» (г.Орёл) и др.
- Кластерная политика предполагает объединение предприятий вокруг одной идеи. К примеру, в требованиях Минпромторга, указывается необходимость кооперации предприятий при производстве готовой продукции. При этом доля кооперации должна составлять не менее пятидесяти процентов. Какой продукт лег в основу взаимодействия участников кластера ГЛОНАСС (К-57)?
- Чтобы не было путаницы, сразу отмечу, что у нас не промышленный, а инновационный кластер (здесь важно и министерство - «куратор» проекта и доля создаваемой инновационной продукции с ее дальнейшей коммерциализацией). Но при разработке стратегии развития нашего кластера мы, конечно, внимательно изучали всю действующую нормативную базу, в том числе и требования к промышленным кластерам. Объединяющим продуктом или опорной идеей для всех участников кластера К-57 стали навигационно-информационные системы. Это понятие, официально закрепленное постановлением Правительства Российской Федерации, весьма емкое. Ведь по сути РНИСы - сложные системы с аппаратно-программными комплексами, созданными под различные задачи транспортной телематики. При этом в них используется большое количество бортовых устройств различных производителей и датчики, контролирующие параметры работы транспортных средств. Отдельный блок в РНИС связан с решением вопросов информационной безопасности, что стало особенно актуально с принятием нормативной базы о необходимости размещения серверов на территории Российской Федерации. По-прежнему острым остается и вопрос качественной подготовки кадров и повышения квалификации уже действующих специалистов. Это все в комплексе и вошло в основу стратегии развития кластера. Кстати, из требований к промышленным кластерам, мы при создании своего взяли понятие специализированной организации. Это юридическое лицо, отвечающее за экспертно-аналитическое, организационное и методическое развитие кластера. У нас статус специализированной организации советом кластера закреплен за некоммерческой организацией «ГЛОНАСС-регионам».
- Что удалось добиться за столь короткие сроки?
- Наверное, основное, - это утверждение на уровне субъекта стратегии развития и включение кластера в программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с получением федеральных и региональных субсидий. В 2015 году эта сумма составила порядка 3,5 миллионов рублей. На этот год планируется привлечь примерно такую же сумму. Средства целевые. Финансирование идет через центр кластерного развития Орловской области. По сути, средства предназначены для коммерциализации разработок–участников кластера (мероприятия по проведению маркетинговых исследований рынка, сертификация готовой продукции, получение защитных документов (патенты, свидетельства), участие в выставках, проведение круглых столов и др.). Одна из статей финансирования связана с обучением и повышением квалификации. Правда, не каждый резидент кластера сегодня может участвовать в программе государственной поддержки. Для этого необходима регистрация юридического лица на территории Орловской области.
Уже можно говорить и об успешных проектах, которые реализуются резидентами кластера. К примеру, сегодня одним из разработчиков создано решение по краткосрочной аренде автомобилей (carsharing). Пилотный проект реализуется при поддержке Правительства г. Москвы в рамках оказания сервиса краткосрочной аренды автомобилей «Делимобиль». Не менее интересное решение, ставшее кооперацией сразу трех резидентов кластера, создано с целью автоматизации финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий на базе технологий ГЛОНАСС. Это программно-аппаратный комплекс. Он объединил в себе качества навигационной системы мониторинга и программы для ведения оперативного планирования и учета. Платформой для системы стало отечественное программное обеспечение. Как следствие – невысокая стоимость и востребованность продукта на рынке. Еще один перспективный проект связан с созданием навигационно-телематической платформы нового поколения, сертифицированной под требования информационной безопасности. На российском рынке это будет уникальный продукт. Не менее уникальным, на наш взгляд, будет и решение для страховой телематики, которое сегодня разрабатывается в плотном взаимодействии с ведущей мировой компанией MetaSystem. В качестве иллюстрации интеллектуальной деятельности в рамках кластера – участниками за столь короткий период в Роспатенте уже получено три свидетельства о регистрации программных продуктов.
- В процессе деятельности кластера, какие возникают сложности?
- Сложности скорее связаны с процессом становления кластера: где-то не до конца отработаны методики и выстроены алгоритмы взаимодействия, где-то еще не максимально эффективно работает коммуникационная составляющая. К тому же, многие из потенциальных участников – а это малые и средние предприятия, как правило, очень осторожно относятся к таким начинаниям. Берут паузу и смотрят, что из этого получится. Думаю, покажем положительную динамику – повысим заинтересованность действующих и потенциальных резидентов.
- Какие у кластера перспективы развития?
- Конечно, это полноценное формирование кластера. Привлечение новых резидентов и вовлечение в его деятельность различных институтов финансирования. У нас есть перспективные проекты. Мы открыты к сотрудничеству со всеми организациями. К примеру, в конце марта 2016 года представители кластера в составе официальной делегации Орловской области приняли участие в российско-белорусской встрече на высшем уровне. В качестве предложения, поступившего от участников кластера в рамках делового визита, - создание пилотной зоны по внедрению навигационно-информационных систем. При этом в рамках проекта предполагается организация информационного обмена с оператором в сфере навигационной деятельности Республики Беларусь. Дополнительно сегодня рассматривается возможность организации в рамках кластера испытательных лабораторий систем мониторинга и подсистем измерения топлива с привлечением в проект ведущих российских и зарубежных компаний. Также надеемся на сотрудничество c АО «ГЛОНАСС» и участие представителей кластера в крупных федеральных проектах.